Previous Entry Поделиться Next Entry
«Стражи белых ночей» Анны Ремез и Натальи Колотовой
spbkids_com

Наутро после самой короткой ночи в году Петербург обнаруживает, что остался без своей скульптурной фауны: с постаментов исчезли все изваяния зверей, «стражей» города, исключая лишь коня Медного всадника. То, что кажется вначале чьим-то фантастически изощренным хулиганством, стремительно набирает черты кошмарного сна или романа катастрофы: вода в Неве неумолимо поднимается, жара нарастает, животные в зоопарке паникуют и бросаются на стены, люди наполняются ненавистью друг к другу и бегут из города. Петербургу грозит страшная судьба Атлантиды. На закате третьего дня его скроет восставшая стихия: нет стражей — нет города.
Где же скульптуры? Они — в заброшенном доме на Фонтанке, и они... живые. Раз в сто лет они оживают и собираются на совет в Летнем саду, но уже через час возвращаются на свои постаменты. Однако в этот раз вернуться в скульптурный облик зверям помешала ужасная Химера, желающая гибели Петербургу. Теперь они прячутся от людских глаз и лихорадочно думают: что делать, как остановить Химеру?
Тем временем горожане, конечно, строят версии пропажи памятников, но приблизиться к разгадке удается немногим. Среди них городской чиновник — специалист по чрезвычайным ситуациям по прозванию Наш ЧП, два конкурирующих журналиста Лизавета и Марат, и школьники Ксюша и Петруха. Шаг за шагом, сопоставляя факты и доверясь интуиции, они приходят к пониманию всего ужаса происходящего, который, помимо всего прочего, еще и в том, что взрослые — ничего не могут сделать. Не потому, что они глупы или неповоротливы. У них просто нет для этого инструментов. И когда Наш ЧП на пару с вице-губернатором Петербурга два часа в отчаянии читают перед одним из опустевших постаментов распечатанные на принтере всевозможные заклинания из сказок — вдруг какое-то да подействует, — они вплотную приближается к той грани, где начинается возможная власть над статуями, химерами и катастрофами: «... двое взрослых солидных мужчин превратились в двух маленьких мальчиков. Это было чудом...». Но перешагнуть эту грань — вне их воли, они вынуждены закончить там, где дети только начинают.
Дети же оказываются столь же полноправными участниками эсхатологии Петербурга, как и вековые каменные стражи. Потому что именно они способны практически без усилия впустить фантастическое в повседневную жизнь Петербурга. Дальше все будет зависеть от их смелости, смекалки, упорства и — не в последнюю очередь — от открытости мелочам и случайностям.
Авторы повести — Анна Ремез и Наталья Колотова — пишут легко и иронично, ловко вплетая в сцены современной городской жизни фантастические события и образы. В итоге их Петербург полон узнаваемых, злободневных деталей — названий, типажей, диалектов, — и одновременно — насквозь пропитан мифологией. Скелет повседневности обрастает плотью исторического подтекста, и появляется представление о возможности личных взаимоотношений с городом. Вместо объекта на Google Maps — друг, которому нужна помощь.
Неудивительно, если для каждого читателя повести (а адресована она, прежде всего, средним и старшим школьникам) станет обычным делом подбодрить кивком трусишку-зайца под Иоанновским мостом Петропавловской крепости или отсалютовать коню под Петром у Михайловского замка: «Все спокойно, Пьетро, все спокойно». Город в надежных руках.


Иллюстрации Ксении Почтенной


«Детское время», 2011



PS: Напоминаем, что в вс 25 декабря в Лавочке детских книг во Владимирском пассаже состоится презентация книги «Стражи белых ночей».


?

Log in

No account? Create an account